Детские программы

Адрес:
Ленинградская область,
Тихвин, ул. Тихвинская, 1
Контактная информация:
Тел./факс: 8 (81367) 52-080,
Тел.: +7931-004-55-29,
Тел.: +7 (813) 675 71-67,
Тел.: +7 (813) 675-18-20
Е-mail: timahm@lenoblmus.ru
Описание

Музейно-образовательные игровые занятия
в Тихвинском историко-мемориальном и архитектурно-художественном музее:

Игровая программа «Могут ли стареть слова?» (5-8 лет)

Много интересного узнают ребята про вещи, которые уже исчезли из повседневной жизни, про названия, которые мы давно не используем. Школьники найдут в музее незнакомые им предметы, запомнят странные и старые определения. Поиграют в интересные игры, будут переводить слова на современный язык.

А ваши дети знают, что такое кочерга, десница, алтын, мыльня? Если нет – записывайте их на занятие в Тихвинском музее!
Телефон для справок и записи +7 (81367) 5-18-20.


Игровая экскурсия «Чему учат в неандертальской школе» (8-11 лет)

Что дети знают о неандертальцах – древних людях, живших ещё в каменном веке? Правы ли те, кто считает прозвище «неандерталец» обидным намёком на то, что человек туповат и неуклюж? С ними спорит итальянский писатель Лучано Мальмузи в детской книжке «Неандертальский мальчик в школе и дома». Он описывает своих героев с юмором и любовью, придумывает ситуации, в которых раскрывается характер каждого. А ещё дает понять: чтобы выжить в суровой природе, неандертальцам надо было многому научиться.
Не слишком ли бурная у автора фантазия, расскажет музейный сотрудник. Экспонаты – родом из древнего каменного века – будут ему подспорьем, а участники занятия помогут оживить книжные страницы о жизни пещерных мальчиков и девочек.
 

«Встречи с русской стариной» (6-10 лет)

Этнографическая программа, в рамках которой дети знакомятся с особенностями быта крестьян в XIX веке.

Перечень занятий:

«Жили – были дед и баба». На занятии дети узнают о традиционной бытовой культуре русского народа, о жилище и домашней утвари, орудиях труда и одежде.
«Откуда хлеб пришёл…». Знакомство с традиционными русскими занятиями – земледелием и выпечкой хлеба.
«Как рубашка в поле выросла». Беседа о крестьянском хозяйстве, знакомство с обработкой льна.
«В гостях у куклы Маруси». Изготовление русской народной игрушки – самоделки.
«О чём рассказала лучина?». История осветительных приборов.
«Гончар сидит за верстаком». О гончарном ремесле в Тихвинском крае.
«О чем рассказала икона». Секреты иконописного ремесла.
«Колокол дремавший разбудил поля». История появления колоколов на Руси.
«Самовар кипит - уходить не велит». История возникновения самовара и традиций русского чаепития.


«Какие труды, такие плоды» (6-10 лет)

Программа, предлагает детям серию увлекательных встреч с народной культурой.

Перечень занятий:

«Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь». Знакомство с историей появления и создания музыкальных инструментов.
«Чудо – прялка». На занятии дети познакомятся с народными традициями и обрядами, связанными с прядением и ткачеством.
«Кузнецу лихо, что в горнице тихо». В Тихвинском посаде процветали самые разные ремёсла и промыслы. Одним из них было кузнечное ремесло, которому и посвящено занятие.
«Сапожки на ножках так ярко блестят». На занятии дети узнают, как жили и трудились посадские сапожники.
«Утюг – для одежки лучший друг». Всем известна поговорка: «По одежке встречают, по уму провожают». Это занятие расскажет о том, как в XIX веке тихвинцы заботились о своем внешнем виде.
«Тайны фарфоровой чашечки». Тихвин – торгово-ремесленный центр XIX века. Дети узнают об особенностях жизни и быта тихвинских купцов.
 

«Преданья милой старины» (8-11 лет)

Знакомство с прошлым проходит в форме увлекательного путешествия.

Перечень занятий:

«Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров!». Народные русские традиции связаны с религиозными верованиями крестьян. О том, как в народном сознании произошло слияние архаических и христианских, религиозных традиций и обрядов расскажет это занятие.
«По пятницам мужики не пляшут, бабы не прядут». Знакомство с историей возникновения календаря, календарными приметами и традициями, особенностями славянского календаря, крестьянскими буднями и праздниками.
«Масленицу встречаем – щедро угощаем!». Хороша по-своему зима – время свадеб, гуляний и заслуженного отдыха наших предков – землепашцев, а всё-таки весна милее будет. Это занятие расскажет вам о том, как провожали зиму и встречали весну наши предки.
«На сорок мучеников сорок птиц весну несут». Весну не просто звали – её закликали песнями – веснянками и встречали хлебом. Главным действием было выпекание из пресного теста птичек. О том, как закликали весну, узнаете на этом занятии.
«Батюшка Никола, давай дождя большого». Много у крестьян было дум и забот, в том числе и об урожае. Недостаточно зерно в землю бросить, оно должно прорасти и дать плод. А здесь уже от крестьянина мало что зависит. Вот и обращается он к природе матушке, и к христианским святым, чтобы дали они дождика, землицу полить, колоски силой напитать. На занятии узнаете о народных приметах на урожай, о поверьях и обрядах.
 

«Каким ты был, мой славный град» (8-12 лет)

Каким он был, ушедший в прошлое, Тихвин? Как жили и чем занимались его жители? На этот и многие другие вопросы можно найти ответы, посещая занятия цикла, которые раскрывают облик уходящего Тихвина.                                                                                     

Перечень занятий:

«Буквы разные писать». Система образования и образовательные учреждения в Тихвине и Тихвинском уезде в XIX веке.
«Вот мчится тройка почтовая». Земские учреждения в Тихвинском уезде, связанные с историей почты.
«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Тихвин начала XX века в фотографиях А. М. Кузнецова.
«Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Рыбный промысел в Тихвинском уезде.
«Листая летописные страницы». Шведская интервенция в «Сказаниях о явлении Тихвинской иконы Божьей Матери».
«Прекрасный мир кино». История кинопроката и кинотеатров в Тихвине в XX веке.
«По Тихвинке на «тихвинке». История создания Тихвинской водной системы.
 

«Каменный век. Совершенно не секретно» (10-12 лет)

Тихвинский музей приглашает вас записаться на цикл занятий по археологии! Некоторые люди считают, что учёные скрывают многие свои открытия или рассказывают о них на непонятном для других языке, археологи закапывают находки обратно, а в музеях все предметы стараются спрятать от посетителей. Мы докажем вам, что это не так. Доступно расскажем о тех знаниях, которые учёные накопили, изучая каменный век.

На каждом занятии мы будем раскрывать самые разные секреты древнего прошлого. Цикл занятий, основанный на археологической коллекции нашего музея, будет интересен как для школьников и семейных групп, так и для всех интересующихся независимо от возраста.

Рекомендуемая возрастная категория: учащиеся 4-6-х классов.
Длительность одного занятия: 45-60 мин.