После основания Санкт-Петербурга в 1703 году Российскому государству потребовалась дорога, которая соединила бы этот город с Москвой. Строительство важной коммуникации началось в 1713 году. На всём пути между двумя столицами были установлены ямские станции – места, где можно было поменять лошадей. Дорогу должны были обслуживать ямщики – государственные служащие, отвечавшие за перевозку почты и людей.
26 июня 1714 года Сенат издал указ, по которому следовало: «для поселения ямщиков в Санкт-Петербурге на половине до Волхова и на Волхове выбрать» губернаторам в своих губерниях «лучших и семьянистых и лошадных людей добрых и пожиточных», осуществляя отбор «без всякого пристрастия». Указ Сената от 26 июня 1714 года является точкой отсчёта в истории основания Тосненского яма, в которой отправили православных ямщиков из Нижегородской и Казанской губерний.
К 310-летию основания Тосненской ямской слободы наш музей совместно с Новгородским объединенным музеем-заповедником и музеем «Дом станционного смотрителя» подготовил выставку «И, отводя беду ямщицкую, колокола прямили путь».
На выставке можно будет увидеть: коллекцию старинных поддужных колокольчиков, конскую упряжь, старинный головной убор ямщика, предметы ухода за лошадью, подковы, литографии прошлых столетий, реконструкцию костюма ямщика.