"Стихия воды От классики до авангарда"

-
Адрес:
Ленинградская область,
Тосно, пр. Ленина, 47а
Контактная информация:
Тел/факс: 8 (81361) 2-17-69;2-59-56
Е-mail: tosno@lenoblmus.ru
Описание

Выставка посвящена 200-летию выдающегося мариниста А.П. Боголюбова.

Часть работ на выставке предоставлены Новгородским музеем - заповедником. Также можно увидеть предметы из собрания Музейного агентства Ленинградской области и его филиалов из Тосненского музея, Сосновоборского музея современного искусства, мемориального дома-музея Н.А. Римского-Корсакова в Тихвине, музея «Дом станционного смотрителя» и музея-усадьбы Приютино. Художники разных эпох и стран часто обращались к теме водной стихии.

Самые ранние работы принадлежат кисти художников-реалистов конца XIX — начала ХХ века: русских мастеров Алексея Боголюбова и Василия Сварога, немецкого живописца Августа фон Сигена, получившего известность по городским пейзажам. Эпоха модерна представлена произведениями Анны Остроумовой-Лебедевой, участницы объединения «Мир искусства», и Евгения Оленина, сочетавшего элементы реализма и символизма. Советское искусство «после оттепели» (1970-1980-е годы) подарило нам и работы официальных художников-соцреалистов — Дмитрия Паныча и Ильи Смирнова, и произведения нонконформиста Вадима Курова. Андрей Харшак и Вадим Ковалёв представляют советскую школу книжной графики. Виктор Васин продолжает живописных традиций Александра Дейнеки и Георгия Нисского, воплощая в своих работах автор поэтику «сурового стиля». Иван Годлевский и Анатолий Завьялов используют приёмы французских постимпрессионистов. Владислав Афоничев использовал своеобразный подход, навеянный упрощенными формами и геометрической абстракцией Пикассо. А Виктор Тузов, представитель «Новой академии изящных искусств», создал свой художественный стиль, работая в технике абстрактного экспрессионизма.

Ядром выставки являются работы уроженца тосненской земли -  А.П. Боголюбова.

Алексей Петрович Боголюбов (1824–1896), знаменитый художник, русский дворянин, внук писателя А. Н. Радищева, пользовался большим уважением и дружбой императора Александра III. Он сделал успешную карьеру моряка и военного гидрографа, стал академиком Императорской Академии художеств по специальности «живопись морских видов». Кроме того, активно участвовал в работе Товарищества передвижных художественных выставок, коллекционировал произведения искусства, занимался педагогической деятельностью. Организовал Общество русских художников в Париже и способствовал созданию Саратовского художественного музея. Свой творческий путь Боголюбов начинал как романтик и живописец, работающий в русле академической традиции. Творчество Ивана Айвазовского и таких мастеров как К. В. Круговихин, А. М. Дорогов и М. Н. Воробьев оказало сильное влияние на становление молодого художника во второй половине 1840-х – первой половине 1850-х годов. «Морской пейзаж» — работа Алексея Боголюбова, представленная на выставке и относящаяся к этому периоду, — дань традициям романтического стиля Ивана Айвазовского. «Летний пейзаж» Алексея Боголюбова, предоставленный Новгородским музеем, создан в 1880-е годы, в тот период, когда художник подолгу жил во Франции. Также в качестве экспоната представлен карандашный набросок, сделанный художником во время путешествия по Волге.

На выставке представлены предметы из собрания мемориального дома-музея Николая Андреевича Римского-Корсакова в Тихвине. Они связаны с именем Воина Андреевича, брата композитора — человека, который посвятил морским путешествия всю свою жизнь. Свою карьеру начал в Морском кадетском корпусе, уже в юности стал мичманом и участвовал в различных морских экспедициях. В 1852 году Воин Андреевич поступил в распоряжение адмирала Евфимия Путятина, возглавлявшим дипломатическую миссию в Японию. Вошел в состав офицеров командного состава фрегата «Паллада». Корабль был построен в Петербурге в 1831–1832 годах по указанию императора Николая I. Он имел длину 52,8 м, ширину 13,6 м и имел 52 орудия. Деталь обшивки этого корабля представлена на выставке.