Выставка "Лужский железнодорожный вокзал на открытках и фотографиях разных лет"

-
Лужский железнодорожный вокзал в разные годы
Адрес:
Ленинградская область,
Луга, ул. Красной Артиллерии, 11 «А»
Контактная информация:
Тел./ф. 8-813-72-(2-36-41)
email: Lugа@lenoblmus.ru
Описание
В фондах Лужского историко- краеведческого музея хранятся почтовые открытки и фотографии разных лет с изображением лужского железнодорожного вокзала, который всегда был визитной карточной "дачного" города Луга. Вот что пишет краевед Александр Валерианович Носков в своих книгах «Луга на почтовых открытках. Часть I» и «Луга на почтовых открытках. Часть II» об истории и архитектурных особенностях вокзала: "Каменный вокзал в Луге был возведён в 1883-1885 гг. и считался лучшим на всей линии. Он, действительно, отвечал всем требованиям, предъявлявшимся в то время к подобному типу зданиям. Кроме чисто технических функций, вокзал впечатлял своим монументальным видом, архитектурной мощью главного фасада, строгим вкусом его декоративного оформления, одновременно играя существенную роль в общественной жизни Луги, он стал одной из главных достопримечательностей города. Виды вокзала печатались многими издательствами с разных сторон восприятия. В большинстве случаев открытки посвящались архитектурному облику вокзала вне его пространственного окружения. Исключением является открытка канцелярского магазина наследников Полетаевых. На ней здание вокзала снято с Новгородской улицы, при подходе к её выходу на Привокзальную площадь. Посаженные в тесный ряд липы очерчивают южную границу привокзального сквера. За ними прослеживается полоска садовой боскеты. Конные экипажи, укрывшиеся в тени деревьев, терпеливо ждут прибытия поезда. Здание вокзала эффектно вступает в контраст с обликом тихой улицы скромного уездного городка. На открытке изданной в 1907 году, в Гамбурге фирмой Knackstedt & Nather лужский вокзал снят от его северного входа. Крупным планом переданы мощные монументальные формы столбов, поддерживающих шатровое перекрытие крыльца, на площадке которого скопилась вокзальная обслуга. Рядом с крыльцом дежурят извозчичьи коляски, что усиливает жанровую сторону снимка. Похожее впечатление вызывает и открытка табачного магазина Н. Полетаева с конными колясками на первом плане, за которыми вырастает многоярусная громада вокзала. Здесь видим при входах висящие на кронштейнах яйцеподобные светильники. Рискнём высказать предположение, что лужский вокзал имел собственный источник электроэнергии, который с 1908 года обеспечивал его и примыкающую к нему площадь электрическим освещением. Возможно, что для этого использовались не светильники с угольными электродами, а настоящие лампы накаливания, в то время как на лужских улицах первые электрические фонари появились только в 1911 году. Бурные события марта 1917 года не обошли лужскую привокзальную площадь. В здании вокзала в одной из царских комнат проходило заседание Совета солдатских и офицерских депутатов Лужского гарнизона. «Лужский вокзал с его большими залами, привокзальная площадь…были одними из наиболее людных мест. Здесь всегда находилось много солдат гарнизона... Революционный комитет перебрался в эти «парадные (императорские – авт.) комнаты» 2 марта». В годы войны в результате многократных бомбардировок города был разрушен исторический комплекс лужского вокзала. Сохранилось только скромное, круглое одноэтажное здание общественного туалета. В 1944-1949 гг. на месте разрушенного войной Лужского вокзала было построено его ныне существующее здание, построенное по проекту архитекторов Д.П и А.П. Бурышкиных, являющееся одной из архитектурных достопримечательностей современной Луги. По проекту Д. Бурышкина также построен Варшавский вокзал в городе Гатчина, но Лужский значительно превосходит его по обилию декора на фасадах. Коллекцию фотографий на временной выставке дополняют фотопортреты лужан- тружеников стальных магистралей разных лет. Предметный ряд экспозиции представлен накладной Балтийской и Псковско-Рижской железной дороги о перевозке груза из Санкт-Петербурга в Лугу (11.10.1899 г.) и билетами железнодорожными (действительны до 26 июля 1919 г.). Любопытным дополнением выставки является переносной железнодорожный фонарь (1953 г.). Представленные на выставке фотографии и предметы хранятся в фондах Лужского историко-краеведческого музея.