«Масляная живопись в творчестве Н.П. Пашко»

-
Натюрморт с купавками. Холст, масло. 1937 г.
Адрес:
Ленинградская область,
Луга, ул. Красной Артиллерии, 11 «А»
Контактная информация:
Тел./ф. 8-813-72-(2-36-41)
email: Lugа@lenoblmus.ru
Описание
В прошлом году Лужский историко-краеведческий музей принял в дар картины известного художника Николая Петровича Пашко, переданные его родственницей Аллой Валерьевной Гановой. Графика этого мастера хранится в фондах и представлена на временной выставке музея «Война глазами художника». После проведения экспертизы, подаренные работы дополнили музейную коллекцию и сейчас представлены на новой персональной выставке художника. Выполненные в технике масляной живописи, эти работы ранее не экспонировались. Творчество Николая Петровича очень близко нам, так как многие годы он проживал в Луге, преподавал в художественной школе и был внештатным корреспондентом «Лужской правды». Городские и морские пейзажи, исторические места Лужского края, натюрморты, и, конечно же, ряд портретов лужских партизан и зарисовок партизанской жизни занимают достойное место в творческом багаже художника. Открытие новой выставки неслучайно состоялось именно сегодня. 8 сентября – особенный день в жизни нашего народа, день, пропитанный болью и скорбью. Ровно 80 лет назад Ленинград был взят в кольцо блокады. В фондах Лужского историко-краеведческого музея хранится восемь зарисовок о жизни блокадного Ленинграда кисти Н.П. Пашко. Живший в блокадном Ленинграде, художник создал настоящие документальные произведения, выполненные в технике черной акварели с белилами. Сам автор позднее рассказывал, что в этих работах он хотел выразить героическую действительность города-фронта, показать людей, живших в страшных условиях голода, холода, без света, без воды в самое тяжелое время блокады. Николай Петрович писал и в блокадном Ленинграде, когда замёрзшие пальцы его еле держали карандаш или кисть и голова кружилась от голода. Работа будила в нём волю к жизни, придавала сил и тогда, когда казалось, их уже нет. Его эскизы блокадного Ленинграда – это обвинительные документы против войны. И тогда в суровую первую блокадную зиму, он ни на минуту не сомневался в торжестве нашей побед над врагом. Не очень веря в то, что выживет сам, он хотел передать в мирное будущее новому поколению свои рисунки. Чтоб молодёжь помнила всегда о войне и о той страшной цене, какой досталось ей счастье мирного неба. В блокаду художником была создана и самая дорогая его сердцу работа – портрет матери. – В тот морозный февральский день сорок второго мы с матерью похоронили отца, вспоминал Николай Петрович. – Когда вернулись домой в полутёмную промёрзшую комнату, я сразу же стал писать портрет матери. Наверное, боялся и её потерять навсегда. Мать сидела с какой-то обречённой покорностью, только голова её время от времени падала от слабости на плечо. А за окном – грохот от артобстрела. – И тихо, как про себя, добавил: – Не забуду тот день никогда. Если бы Америка испытала такое, не было бы сейчас угрозы новой войны. Портрет Матрёны Максимовны представлен на выставке «Масляная живопись в творчестве Н.П. Пашко». Он выполнен в тёмных рембрандтовских тонах, вглядитесь в него. В нём вы увидите и глубокую женскую скорбь и проклятие войны, унёсшей жизни самых близких… Портреты супруги художника Валентины Фёдоровны и юной племянницы Нины, напротив, несут спокойствие, радость и счастливые надежды мирного времени. В этих работах художнику очень точно удалось передать настроение и характер родных. Отдельное место в творчестве художника занимают натюрморты. Здесь скрупулёзная точность в передаче фактуры предмета умело сочетается автором с лаконичностью композиции. Зато тщательности такой в проработке деталей мы уже не видим, когда художник работает на пленэре. Здесь он точно торопится грубыми и широкими мазками схватить на свой холст мимолётное состояние природы в интерпретации собственных чувств и мыслей. Николай Петрович занимался творчеством до последних дней своей жизни, говорил с упрямой решимостью: – Буду работать, пока глаза видят и руки кисть держат.