
Описание
Волховские пороги
В древности по реке Волхов проходила часть знаменитого торгового пути «из Варяг в Греки». Серьезной угрозой судовладельцам, сплавлявшим по Волхову свои баржи и плоты, были пороги. Самые опасные Петропавловские пороги начинались у Гостинопольской пристани до Дубовиков на протяжении десяти километров. В некоторых местах глубина реки уменьшалась до 20 см, а сама река Волхов разделялась на два разобщённых потока. Суда могли пройти только по узкому извилистому проходу. Увлекаемые быстрым течением гружёные баржи мчались по стремнине, уклоняясь от валунов и избегая мели, преодолевая 11 км за 20-25 минут. Перепад реки здесь составлял 9 метров. Только опытные лоцманы проводили суда без повреждений. Подходя к Волховским порогам, купцы нанимали лоцмана из местных жителей, оставляли товар на попечение приказчика, а сами на лошадях по берегу объезжали опасные места.
С давних пор пытались улучшить судоходство на волховских порогах. Однако ни один из проектов по улучшению судоходства на Волхове в месте опасных порогов так и не был осуществлен.
На рубеже ХIХ – ХХ вв. волховские пороги привлекли к себе внимание инженеров возможностью выработки гидроэнергии.
Было разработано несколько проектов, но более точным и технически грамотным был признан проект инженера Генриха Осиповича Графтио. В 1918 году по проекту Г.О. Графтио начались подготовительные работы по сооружению Волховской ГЭС.
èУзнай больше в Музее истории города Волхова
èПроект Wall’хов ARTреализуется при поддержке Музейного агентства Ленинградской области и Администрации Волховского муниципального района